Зарегистрироваться на тренинг по управлению проектами
Сейчас тренинги по управлению проектами на каждом углу. А какая фраза самая популярная в рекламе этих тренингов? "Максимум практики, минимум теории"! И ни у кого не вызывает сомнений, что практика в обучении лучше теории. Так ли это?
Каждый приличный бизнес-тренер знаком с понятием "конус обучения", в оригинале он называется конусом опыта - Cone of Experience.
На картинке вверху нарисован треугольник, но сути это не меняет.)
Конус ранжирует методы обучения (у основания самые эффективные) и показывает, какой процент информации от общего потока обучающийся способен запомнить и усвоить: 10% прочитанного, 20% услышанного, 50% увиденного, 70% проговоренного и 90% того, во что поиграл и сам попробовал делать.
Модель эту предложил Эдгар Дейл еще в 1969 году, и с тех пор она стала очень популярной во всем мире.
Мне эта картинка всегда казалась немного странной: для меня чтение эффективнее слушания, сравнимо с наблюдением, а дискуссия вообще непонятная штука - полезность дискуссии сильно зависит от того, с кем ее ведешь. Проценты мне тоже казались неправдоподобно круглыми, но я всегда воспринимал их как иллюстрацию - тут не так важна точность, как идея.
И что же оказалось? Тухлая идея-то. Точнее, модель Дейла никак не связана с этими странными процентами. Никто, включая Дейла, не проводил никаких количественных исследований о запоминании учебных материалов.
Более того, сам Дейл предостерегает от использования его классификации как доказательства превосходства "практических" методов обучения над "абстрактными, теоретическими". Модель Дейла вообще не про обучение, она показывает разные уровни абстракции: от слов (максимальный уровень абстракции) к опыту, полученному в реальности (конкретика).
Основной вывод простой: нет никаких оснований утверждать, что практика лучше теории (с точки зрения усвоения учебного материала).
Оно, может, и лучше, но сначала это нужно доказать. ) И когда тренер продает вам тренинг и говорит, что "у нас практика, никакой теории", то за его словами, возможно, сплошные благие намерения, но точно основанные ни на чем.
Не так интересны причины, по которым лжетеория столь популярна. Гораздо интереснее и печальнее, что мы разучились проверять достоверность информации, мы очень доверчивы. Да и станешь разве все проверять?