Назовем их Система-1 и Система-2.
Вот вам картинка:
Тут босс изображен в виде черного ящика. Это не чтобы босса обидеть, так просто нагляднее. )
В Системе-1 менеджер приносит боссу промежуточные результаты своего труда: презентацию, отчет о статусе проекта, план, предложения по развитию продукта. Босс смотрит на результат работы менеджера и выдает свои замечания. Они могут быть о форме материала: не так скомпонованы слайды, не те цвета, не те акценты. Или о его сути: не та мысль отражена, не та стратегия выбрана, не так проведены переговоры, не те сроки, бюджет, качество, ресурсы.
Замечания босс выдает в понятном менеджеру виде, например, на встрече он их перечисляет и обосновывает, менеджер записывает, а потом исправляет указанные ошибки.
Уверен, что все хотят работать в Системе-1, потому что в ней менеджер ограничен только уровнем своего профессионализма. Я тоже предпочитаю эту систему.
В Системе-2 тоже есть менеджер проектов и босс. Но в Системе-2 босс возвращает менеджеру не понятный набор замечаний, а двоичный сигнал: «нравится» или «не нравится», единицу или ноль.
Почему такое вообще может происходить:
1. Босс - человек эмоциональный. А что делать, все люди разные.
2. Босс не умеет давать логически обоснованную обратную связь. Это весьма редкая ситуация, но все бывает.
3. Босс не хочет погружаться в детали, ожидая, что эту работу проделает менеджер. Это самый интересный случай: босс мог бы давать качественную обратную связь, но тогда ему придется стать активным участником процесса (по его мнению - исполнительского), и не очень понятно, зачем менеджеру платить так много, можно нанять сотрудника подешевле. А опытного и умного менеджера наняли за немалые деньги как раз для того, чтобы он регулярно и стабильно получал от босса единицу, а не ноль.
Вспомните, кто больше всего раздражает и чьи ошибки тяжело, а подчас невозможно, прощать? Правильно, дорогих консультантов, дорогих сотрудников.
Может сложиться впечатление, что в нашем кейсе босс просто ищет повод докопаться до бедного менеджера. Это не так. Босс прекрасно понимает, что важно получать от менеджера результаты, на которые можно вернуть единицу. Босс мечтает, чтобы все его сотрудники получали только единицы, и сильно переживает, когда приходится ставить ноль. Еще неизвестно, как вел бы себя сам менеджер, окажись он на месте босса, начальство критиковать кто угодно может.) Так что не стоит пытаться обвинить в чем-то других - нужно понимать правила работы в Системе-2.
Понятно, что речь идет не о коммуникациях менеджера с руководителем среднего уровня - таких опций у ребят из середины управленческой иерархии просто нет. В нашем кейсе «босс» - одно из первых лиц компании (или даже несколько лиц). Или даже человек из списка Forbes.
Важно учитывать, что число подходов к снаряду у менеджера проектов ограничено: если он будет получать одни нули, то босс задумается о целесообразности дальнейших коммуникаций с этим менеджером. С каждым нулем получить единицу менеджеру все сложнее. Такие уж правила в Системе-2.
Что делать менеджеру? Изменить босса, перевести его в Систему-1, увы, невозможно. Самое простое решение - найти того, кто умеет получать единицы. Может быть, это начальник менеджера. Или начальник его начальника. Тот, кто понимает, какие действия и результаты какого качества приведут к единице. Другими словами, тот, кому босс доверяет больше, чем нашему менеджеру.
И только потом учиться получать единицы самостоятельно. Делов-то.))