Теперь к сути вопроса и вот несколько моих советов как сделать успешный старт в забеге по внедрению системы управления проектами и чего категорически делать не нужно.
Что делать нужно:
1. Уровень зрелости бизнеса
Для начала важно понять на каком уровне зрелости находится бизнес в котором вы планируете внедрять проектное управление. На сей счет есть куча теорий. Но по сути нужно ответить на 3 вопроса:
- Понимают ли ТОПы и собственники что такое проект, проектное управление и нахрена им все это нужно? Т.е. сформированы ли уже какие-то ожидания, хотя бы ложные?
Совет - подкрепите веру вашим опытом, статистикой, достигнутыми результатами у других заказчиков
Чаще всего же бывает так, что есть какой-то новатор, хорошо, если из ТОПов, который верит в чудо системы управления проектами, но его вокруг мало кто слышит. Круче всего когда это собственник бизнеса.
Совет - представьте всей частной компании принимателей решений четкий план действий по внедрению Корпоративной системы управления проектами, лучше, для начала, выделить пилотный сегмент внедрения и проработать план действий до мелочей.
Реже я сталкивался с ситуацией, когда все по нулям, полый хаос, представления о управлении проектами, да и о том, что есть проект полностью отсутствует.
Совет - бегите, быстро бегите или обрекайте себя на сознательные каторжные страдания. Итог все-равно будет предсказуем, если Вы конечно не супер-мага крутой харизматичный лидер и через какое-то короткое время станете собственником этого бизнеса и сместите текущую власть.
- Есть ли системность в бизнес-процессах компании? Про описание даже не говорю, хотя бы хоть какое-то подобие регламентов, автоматизация и самое главное, как это работает в реалиях повседневной жизни коллектива
Совет - сделайте презентацию и покажите связь регламентов, автоматизации и организационной структуры. Сделав акцент на простые и понятные всем правила игры, которые, для начал тезисно, будут формализованы и отражены документально. Автоматизация - это прежде всего упрощение и ускорение уже работающих или почти работающих процессов, а не то, что чудо ИСУП (информационная система управления проектами) сделает мир лучше без работающих и, в идеале формализованных, процессов. Ну а самое главное - это люди, Руководители и Администраторы проектов, которые и делают всю основную работу по управлению проектами. Проектные команды - это несколько другое и тема для отдельной статьи.
- Кто будет противником внедрения корпоративной системы управления проектами?
Главное это то, что чем раньше вы поймете кто друг, а кто враг, тем раньше вы сможете начать эффективную работу по управлению заинтересованными сторонами.
2. Точки кристаллизации здравого смысла
Лучше всего если драйвить процесс готов собственник бизнеса, это откроет вам нужные двери, хотя бы и формально.
Дальше нужно искать соратников среди ТОПов и лиц принимающих решения.
Совет - даже если самый высокий босс не стал вашим драйвером, не отчаивайтесь, нужно постепенно создавать вокруг себя команду тех, кто здраво мыслит и готов идти с вам в одну сторону. Один в поле не воин, если не найдете единомышленников, то конец ваш близок. А дальше - это ваша харизма, умение убеждать людей и т.д.
Чего делать не нужно:
1. Не херачить напролом или убей в себе иллюзии
Совет - не нужно думать, что вы такой крутой на белом коне и в белом плаще и все сразу вас послушают, услышат и будут делать так, как вы им скажете. Или напишете приказ, его завизирует самый Высокий Босс и все взлетит. Если будете так делать, скорее всего, будет все с точностью наоборот.
Будьте продуманом, смотрите на несколько шагов вперед и моделируйте модели поведения. Важна дипломатичность и настойчивость.
3. ИСУП - не КСУП
Аавтоматизация хаоса приведет к автоматизированному хаосу.
Большая и самая распространенная ошибка - это когда внедрение корпоративной системы управления проектами (КСУП) подменяют внедрением информационной системы управления проектами (ИСУП).
Совет - сначала хоть как-то, поверхностно формализуйте процессы, а дальше уже думайте об автоматизации.
4. Регламент - не панацея
Советы:
- Регламент должен создаваться коллегиально с участием всех заинтересованных лиц. Один вы, заперевшись в кабинке, написать работающий регламент не сможете, даже, если вам будет казаться, что все вы предусмотрели и сделали правильно.
- Регламент не должен быть большим и сложным, в нем не должно быть воды. Иначе никто не поймет что делать, даже если пару раз прочитает и пройдет обучение.
- Регламент - это только помощник в проблемных ситуациях, к которому можно и нужно апеллировать в ситуациях пиздеца. Корпоративная культура проектного управления не сформируется автоматом после утверждения регламента, ее нужно культивировать системно и поэтапно.
Надеюсь мои советы вам помогут в непростом деле по внедрению систем управления проектами.
Вопросы пишите в комментах, всем обязательно отвечу.